Катерина (corgic) wrote,
Катерина
corgic

Псков и окрестности-1. Пушкинские горы

Псков и область: Пушкинские горы, Изборск, Печоры.
Дата поездки: 13.08.2013-15.08.2013

Бюджет (2 человека)
Билеты поезд: 2*1060,20 (Москва – Великие Луки ) + 2*1397 (Псков-Москва) = 4919,40 руб.
Билеты автобусы: 2*385 (Великие Луки – Пушкинские горы) + 2*240 (Пушкинские горы – Псков) + 2*80 (Псков-Изборск) + 2*60 (Изборск-Печоры) + 2*100 (Печоры-Псков) = 1730 руб.
Прочий транспорт: 100 (такси Пушкинские Горы) + 108 (автобусы Псков) = 208 руб.
Гостиница: 1600 (Пушкинские горы) + 2650 (Псков) = 4250 руб.
Еда: 3622 руб.
Культпоходы: 2*50 (смотровая башня кремль) + 2*200 (Поганкины палаты) + 2*40 (смотровая Изборск) = 480 руб.
Карты/путеводители: 238 руб.
Сувениры: 440 руб.
Прочее: 2*400 (аренда велосипедов) + 176 (разное) = 976 руб.
Итого: 16958,40 руб.
Идея посетить Псков появилась после уведенных фотографий Псковского кремля (Крома). Забегая вперёд могу сказать, что он оправдал наши ожидания. Пожалуй, это лучший из виденных нами кремлей (отзыв пишу в начале 2015 года). Однако, как обычно, посещение одного города в планы не входило, поэтому были выбраны из окрестностей: Пушкинские горы и Изборск с Печорами. Хотя, Пушкинские горы "окрестностями" назвать сложно, т.к. до Пскова больше 100 км.
Логистика была выбрана следующая: из Москвы поездом до Великих Лук, оттуда на автобусе до Пушкинских гор. День на Пушкинские горы. Ночёвка, с утра на автобусе до Пскова, день в Пскове. Ну и третий день: Изборск-Печоры (они в одном направлении и относительно недалеко от Пскова) и досмотреть недосмотренное в Пскове.
Отправление с Рижского вокзала. Это пока единственный опыт с этим вокзалом. Маленький няшный вокзальчик.

Около 7 утра прибыли в Великие Луки.

Идею поездки в Пушкинские горы через Великие Луки я нашла в чьих-то отзывах в ЖЖ, за 2 года после того отзыва ничего не поменялось. Пеший переход между железнодорожным и автобусным вокзалами Великих Лук занял около 10 минут и в начале 8-го утра мы уже отправлялись в автобусе Великие Луки- Псков до Пушкинских гор.
Автобус из Великих Лук до Пушкинских гор идёт около 3-х часов. По прибытию сразу купили билеты на следующий день до Пскова на 7 утра. В Пушкинских горах план был такой: посетить Святогорский монастырь, на территории которого захоронен Пушкин, потом заселиться в гостиницу, взять в ней велосипеды напрокат и проехаться по всем трём усадьбам. Вообще расстояние между усадьбами таково, что пешком за один день их не обойдёшь.
Немного исторической справки. Все три усадьбы, входящих в музей-заповедник Пушкина, а именно – Михайловское, Тригорское и Петровское были уничтожены после революции. После были воссозданы, однако воссозданное перед ВОВ Михайловское было уничтожено ещё раз – уже в ВОВ. Так что по факту это всё построенные в 20 веке эрзац-усадьбы.
А вот Святогорский монастырь, хоть и пострадавший во время ВОВ, тем не менее аутентичный, как и могила Пушкина в нём.
Итак, с билетами в руках выдвинулись от автостанции в сторону Святогорского монастыря. По пути зашли в научно-культурный центр, купили парочку путеводителей.

Памятник Пушкину на перекрёстке перед монастырём:

И вот и забор монастыря:

Сам монастырь был основан в 1569 году. Сейчас он действующий, мужской. Территория открытая для посещения (да и сама территория, как показалось) небольшая. А особенности рельефа не позволили нормально сфотографировать Успенский собор.
К собору ведут 2 такие колоритные лестницы:

Ну вот как-то так:

Вид с лестницы:

Территория монастыря достаточно ухоженная:

Ну и основная "достопримечательность" монастыря – могила Пушкина.

После Святогорского монастыря отправились в свою гостиницу. Парк по пути с вот такими деревянными фигурами:

Остановились мы на турбазе "Пушкиногорье". Находится она чуть вдали от Пушкинских гор, пешком до автостанции я думаю не меньше 30 минут. Почему выбор пал именно на неё – недорого, сравнительно недалеко от автостанции, можно взять в аренду велосипеды. Когда я искала гостиницу, данная турбаза не была ещё на букинге и я бронировала номер по телефону с их сайта.

Ну и по факту. Своим небольшим деньгам место соответствует. Советский набор мебели, старый ремонт, еда по предварительной записи (на обед мы уже не успели, а на ужин решили не записываться). С утра выбило пробки, бегали за дежурной, пока она разбиралась, а у нас автобус… Велосипеды по 400 руб. в сутки – убитые складные Стелсы в основном. Но в принципе за эти деньги переночевать одну ночь непритязательным путешественникам типа нас сойдёт. Зато договорились с охранником и он нас за 100 рублей подвёз к автобусу с утра.
Фото гостиницы:
Номер:

Холл и вид с балкона холла:

Выбрали себе велосипеды и поехали по усадьбам.
Схема расположения усадеб.

План был такой: через Бугрово в Михайловское, затем в Петровское. Затем возвращаемся к Михайловскому и через Савкину горку и городище Варонич едем к Тригорскому. Внутрь домов в усадьбах мы не заходили, гуляли вокруг. Народу было много в Михайловском. В Петровском посетителей было очень мало, а в Тригорское мы приехали уже к самому концу рабочего дня музея, так что там вообще никого не было.
Заблудиться, несмотря на расположение в лесу, сложно (если не уходить с тропинок/дорог). Вокруг полно указателей. Например, вот:

Бугрово – восстановленная деревенька, сейчас музей деревянного зодчества.

Въехали на территорию Михайловского.
Михайловское –центральное место Пушкинского заповедника. Это родовое имение матери Пушкина, которое он неоднократно посещал, а в 1824-1826 был тут в ссылке. Повторюсь – аутентичного в постройках усадеб ничего нет. Всё восстановленное после ВОВ.
Часовня на Поклонной горке на въезде в Михайловское:

Напротив часовни вот такой крест:

За часовней – еловая аллея, ведущая к главному дому усадьбы.

Молодая берёзовая аллейка:

Совсем молоденькая кленовая аллейка:

Аллея Керн – вроде как аутентичная, оставшаяся с ТЕХ времён:

Перед главным домом усадьбы круглая поляна, засаженная по периметру деревьями, из-за которых сфотографировать дом проблематично. В центре поляны самый старый дуб.

Только вот так, вблизи:

А вот со стороны реки/озера вид на дом усадьбы отличный, главное не полениться спуститься вниз (вообще я поленилась, там ниже можно спуститься):

Домик няни:

Красивые виды от главного дома на реку, озеро и луга:

Нижний пруд с мостиком:

Вообще территория очень ухоженная. На велосипедах ездить запрещено, при желании можно было оставить их около охраны, но мы предпочли катать с собой.

Странная скульптура Пушкина в саду:

Из Михайловского отправились в Петровское. Кстати, хотели по пути купить воды, но это оказалось очень проблематично. Места продаж были, но они не работали ни в Михайловском ни в Петровском.
Часть дороги в Петровское пришлось на автодорогу. Сначала было страшновато ехать на велосипедах, но нам встретилось от силы пару автомобилей, так что на велосипедах ехать вполне безопасно.
Дорога для автомобилистов заканчивается около этого домика. Дальше въезд только местным жителям. Пустынно.

Вдалеке видна беседка на острове в центре Ганнибаловского пруда.

Подъехали к усадьбе Петровское.
Немного историческое справки. Это имение принадлежало прадеду Пушкина – Ганнибалу. А позже перешло по наследству двоюродному деду Пушкина. Основным в экспозиции музея в этой усадьбе является не главный дом, а "Дом А.П. Ганнибала", небольшое строение, расположенное по правую сторону от главного дома усадьбы. Усадьба полностью восстановленная, аутентичных вещей, принадлежавших прадеду Пушкина и строений времён Пушкина там нет.
Кстати, именно Петровское нам понравилось больше всего. На территории передвижение на велосипедах запрещено, оставили их около охраны. При нас подъехала ещё одна пара на велосипедах + не более 5 человек мы встретили за всё время нахождения в усадьбе.
Главный дом:

Поближе. Территория очень ухоженная, много цветов. Очень уютно и красиво.

Вид на главный дом с непарадной стороны:

Дом Ганнибала:

Типа амбар. В нём касса, туалеты, пост охраны:

Аллея от главного дома ведёт к гроту-беседке:

Собственно, вот он:

Вид на озеро Кучане от грота-беседки:

В саду усадьбы – красивая беседка с громким названием "Зелёный кабинет", увитая хмелем.

Хмель поближе:

Вот, наконец-то, что-то аутентичное. Остатки вяза 1740-х годов посадки:

Ну и просто цветочки:

И грибок:

Следующим пунктом маршрута у нас была усадьба Тригорское с попутным заездом на Савкину горку и городище Воронич. Ехать пришлось обратно, мимо Михайловского.
Ветряная мельница недалеко от усадьбы Михайловское, рядом с рекой Сорость:

Вид на Михайловское от мельницы:

Озеро Маланец:

Луга…

Едем вдоль парка усадьбы Михайловское в сторону Савкиной горки. Такой вот столб-указатель:

А вот и Савкина горка:

Часовня и крест на горке. Они восстановленные в 20 веке. А вот постамент креста – аутентичный. Надпись на нём гласит, что установлен он в 7021 году, это 1513 год по современному летоисчислению.

Пушкин несколько раз предпринимал попытки купить Савкино, но все они были неудачными. Любил он здесь уединиться и любоваться видами. Наверно типа такими:

Кстати, хотя иногда и складывалось впечатление, что кругом одни музейные усадьбы, но на самом деле там вполне обжитая местность. Вот один из жилых домов деревни Савкино:

После Савкиной горки отправились к городищу Воронич. Путь был тернист. Для экономии времени решили отправиться не по окружной автомобильной дороге, а полями. Пришлось местами пробираться узенькой тропинкой среди зарослей крапивы. Ну и пара крутых подъёмов с горки-на горку. Для пешеходов там просто крутые деревянные лесенки, а у нас же ещё и велосипеды… Вот такой переход от Воронича к усадьбе Тригорское:

Город Воронич, к которому принадлежало городище, был разрушен ещё в конце 16 века. Само городище относится к усадьбе Тригорское, на нём находится родовое кладбище владельцев этой усадьбы. Пушкин на первоначальном заглавии "Борису Годунову" написал: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным, В лето 7333 На городище Ворониче».
Церковь восстановленная в 2007 году. Около неё в своё время был похоронен Семён Гейченко, благодаря активной деятельности которого были восстановлены и популяризированы эти пушкинские места.

Вид на Воронич со стороны Тригорского:

Ну и последняя усадьба на маршруте – Тригорское. К Пушкину она имеет опосредованное отношение из серии: жил рядом, заходил в гости, дружил с владельцами. Однако многие из произведений времён ссылки в Михайловском написаны или на территории Тригорского или в описании героев угадываются соседи из Тригорского.
Главный дом страшненький на мой вкус, а вот клумбы опять радуют:

Банька в парке:

Скамейка на берегу одного из прудов:

Солнечные часы в парке:

Дуб. Выглядит как аутентичный.

Вообще в Тригорском окончательно сформировалось моё мнение о посещённых усадьбах. Добили меня эрзац-скамейка Онегина и эрзац-аллея Татьяны (на фото ниже). Возможно, я недостаточно люблю творчество Пушкина, возможно сказывается то, что аутентичности (кроме самого места) практически не осталось, но никакого ощущения причастности к жизни великого поэта я не почувствовала. Опять же, после прочтения многочисленных отзывов о Пушкинских горах с описаниями великолепной природы этих мест, меня ждало разочарование. Да, красиво. Но не красивее, чем в огромном количестве мест средней полосы России. Я бы даже сказала, что в Пушкинских горах ТИПИЧНЫЙ для средней полосы России пейзаж. В Брянском парке Соловьи, например, ничуть не хуже, если не лучше. Возможно, большинство пишущих эти отзывы просто городские жители, которым в диковинку просторы российских пейзажей.

Резюмирую. Если кому нужно обзорное представление (как нам), то одного дня на посещение всех достопримечательностей Пушкинских гор будет достаточно (при условии передвижения на каком-либо транспорте, хотя бы на велосипеде). Если же хочется посетить все музейные экспозиции, то нужно ехать на 2 дня. Больше там делать нечего, ИМХО.
Экскурсионная программа в Пушкинских горах у нас на этом была закончена. А поскольку нам не удалось купить ничего съестного и даже воды ни в одной из усадеб, то мы по возможности быстро отправились на ужин. Так как ужин в нашей гостинице мы не заказали, то заехали в кафе "Святогор". Отзывы про него в интернете не очень хорошие, но мы вроде не отравились. Поели и ладно. Когда подъезжали к кафе, уже накрапывал небольшой дождик. А по дороге в гостиницу дождь ещё больше усилился. Ну и ладно, главное что днём была хорошая погода.
Tags: поездки
Comments for this post were disabled by the author